Коллекторы, антиколлекторы - как
общаться?
Должнику на заметку. Как правильно общаться с коллектором
Если финансово-экономический кризис превратил вас в должника, и вам
нечем погашать кредиты, – ждите гостей. Рано или поздно в вашу дверь
постучится коллектор. К этой неприятной встрече нужно подготовиться.
Что нужно знать о коллекторе и как с ним общаться?
Это новое слово «коллектор»
Звонки и письма – это инструменты лояльного давления банка на
замешкавшегося с погашением тела кредита заемщика. На следующем этапе в
работу включается коллекторская служба банка, если таковая имеется, или
же коллекторское агентство, если такового подразделения у финучреждения
нет в наличии. С «забывчивым» должником коллектор может начать работать
с 1-го дня просрочки - в первом случае, и не позднее 90-го дня - во
втором.
«Максимальный результат получается при работе с «молодыми» по
возрасту долгами – 30-60 дней просрочки, - говорит генеральный директор
ИксПоинт Роман Кривошеев. - Месяца-двух хватает банку, дабы убедиться,
что своими силами ему долг не взыскать».
Коллекторские компании изымают, как правило, задолженность,
подтвержденную документально. Получая от кредитора разрешение
представлять его интересы, фирма-коллектор начинает психологически
обрабатывать заемщика. Все начинается с телефонных звонков, а
заканчивается в зависимости от упрямства должника.
В сфере коллекторства появляются неграмотные и нечистые на руку
«специалисты». Для обзвона должников сейчас массово создаются стихийные
кол-центры, в которые набирают непрофессионалов: студентов,
пенсионеров, уволенных управленцев. В коллекторские компании пытаются
перепрофилироваться охранные структуры и юридические консультации.
Правда, первые срываются на грубость из-за недостатка терпения, а
вторые нацелены забрать деньги любой ценой, не особо вдаваясь в суть
проблемы.
По словам экспертов, этим нехитрым бизнесом увлеклись разного
рода предприниматели, не знающие теории и практики ведения подобного
дела. Ярким подтверждением тому могут стать сообщения в украинских и
российских СМИ. Так, на прошлой неделе в Севастополе были задержаны
представители коллекторской компании, которые под видом сотрудников
милиции вымогали у граждан крупные денежные суммы.
Прививка от мошенничества
Общаясь с коллектором по телефону, поинтересуйтесь, какую
компанию он представляет и от имени какого клиента ведет с вами
переговоры. Если не сможет ответить, разговор не стоит продолжать.
Если в ходе разговора вам угрожают, предупредите, что в
следующий раз запишете беседу на диктофон, с которым наведаетесь к
правоохранительным органам с соответствующим заявлением.
Прежде чем вести беседы с коллектором тет-а-тет, проверьте
наличие у него копии доверенности, выданной финансовым учреждением, а
также доверенность компании, представителем которой он является.
Работники коллекторской фирмы, которой дорог авторитет, не
используют против заемщиков паяльников и утюгов.
Профессиональный коллектор отличается от мошенника, прежде всего:
- работой исключительно в рамках Закона,
- наличием вышеупомянутых документов,
- работой только от имени коллекторской компании (финансового
учреждения), а не органов внутренних дел, исполнительной службы,
- попыткой нахождения взаимовыгодных решений как для должника,
так и для финансового учреждения (реструктуризация, кредитные каникулы,
списание части штрафных санкций) и дальнейшее сопровождение такого
диалога, а не просто прямолинейная работа по возврату долга.
Но что бы ни случилось, вы не должны позволять сборщику долгов
оскорблять и унижать вас. Вы должны знать, что можете защититься,
пожаловавшись на неэтичные либо некорректные действия коллектора банку.
Ваше возмущение может быть выражено как в устной, так и в письменной
форме.
Также вы можете обратиться в правоохранительные органы, в
случае наличия в действиях коллектора состава преступления. Например,
пригрозите усердному сборщику долгов уголовным дело по ч. 2 ст. 190 УК
Украины («Завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления
доверием, совершенное по предварительному сговору группой лиц»),
предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Учтите, что вы можете стать жертвой неспешной передачи данных,
в чем преуспевают наши финансовые учреждения. Погашение просрочки, не
гарантирует вам избавления от назойливых телефонных увещеваний и
коллекторских визитов.
Банк предоставляет информацию о платеже не день в день, а
немного позже. В этом случае должнику достаточно предоставить
коллектору квитанцию, подтверждающую оплату задолженности, и если банк
подтвердит эту оплату, работа с таким должником будет прекращена.
Нужен ли антиколлектор?
«Антиколлекторы» – это юристы, специализирующиеся на защите
интересов заемщиков перед банком или коллекторским агентством. В
отличие от коллекторов они не «собирают» долги, а помогают должникам
минимизировать штрафы за просроченные кредиты.
По информации агентства «Вердикт», если в 2007 году объем
просроченных долгов в банках не превышал 5%, то в 2008-м он перевалил
за 15% и в перспективе может подняться до 30%. В абсолютном выражении
это десятки миллиардов гривен, которые и представляют собой лакомый
кусок для коллекторского бизнеса.
«90% компаний, называющих себя «антиколлекторскими»,
предоставляют непрофессиональные услуги: признание договоров кредита
(либо отдельных статей) недействительными, списание штрафных санкций за
несвоевременную оплату, оттягивание сроков оплаты, - говорит директор
Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М» Вячеслав Голуб. - Эти
действия не направлены на создание конструктивного диалога между
клиентом и банком, а зачастую делает из последнего врага».
Кроме того, большинство «антиколлекторских» компаний берут деньги
«наперед» и не гарантируют никаких результатов.
Источник: http://www.chp.com.ua |